Итог увяданья подводит октябрь.  
Природа вокруг тяжела, серьезна.  
В час осени крайний — так скучно локтям  
опять ушибаться об угол сиротства.  
Соседской четы непомерный визит  
все длится, и я, всей душой утомляясь,  
ни слова не вымолвлю — в горле висит  
какая-то глухонемая туманность.  
В час осени крайний — огонь погасить  
и вдруг, засыпая, воспрянуть догадкой,  
что некогда звали тебя погостить  
в дому у художника, там, за Таганкой.  
И вот, аспирином задобрив недуг,  
напялив калоши, — скорее, скорее  
туда, где, румяные щеки надув,  
художник умеет играть на свирели.  
О милое зрелище этих затей!  
Средь кистей, торчащих из банок и ведер,  
играет свирель и двух малых детей  
печальный топочет вокруг хороводик.  
Два детские личика умудрены  
улыбкой такою усталой и вечной,  
как будто они в мирозданье должны  
нестись и описывать круг бесконечный.  
Как будто творится века напролет  
все это: заоблачный лепет свирели  
и маленьких тел одинокий полет  
над прочностью мира, во мгле акварели.  
И я, притаившись в тени голубой,  
застыв перед тем невесомым весельем,  
смотрю на суровый их танец, на бой  
младенческих мышц  
с тяготеньем вселенным —  
Слабею, впадаю в смятенье невежд,  
когда, воссияв над трубою подзорной,  
их в обморок вводит избыток небес,  
терзая рассудок тоской тошнотворной.  
Но полно! И я появляюсь в дверях,  
недаром сюда я брела и спешила.  
О счастье, что кто-то так радостно рад,  
рад так беспредельно  
и так беспричинно!  
Явленью моих одичавших локтей  
художник так рад, и свирель его рада,  
и щедрые ясные лица детей  
даруют мне синее солнышко взгляда.  
И входит, подходит та, милая, та,  
простая, как холст,  
не насыщенный грунтом.  

❂❂❂❂

Но кроткого, смирного лба простота  
пугает предчувствием  
сложным и грустным.  
О скромность холста,  
пока срок не пришел,  
невинность курка,  
пока пальцем не тронешь,.  
звериный, до времени спящий прыжок,  
нацеленный в близь, где играет звереныш.  
Как мускулы в ней высоко взведены,  
когда первобытным следит исподлобьем  
три тени родные, во тьму глубины  
запущенные виражом бесподобным.  
О девочка цирка, хранящая дом!  
Все ж выдаст болезненно —  
звездная бледность —  
во что ей обходится маленький вздох  
над бездной внизу, означающей бедность.  
Какие клинки покидают ножны,  
какая неисповедимая доблесть  
улыбкой ответствует гневу нужды,  
каменья ее обращая в съедобность?  
Как странно незрима она на свету,  
как слабо затылок ее позолочен,  
но неколебимо хранит прямоту  
прозрачный, стеклянный ее позвоночник.  
И радостно мне любоваться опять  
лицом ее, облаком неочевидным,  
и рученьку боязно в руку принять,  
как тронуть скорлупку  
в гнезде соловьином.  

❂❂❂❂

И я говорю: — О, давайте скорей  
кружиться в одной карусели отвесной,  
подставив горячие лбы под свирель,  
под ивовый дождь ее частых отверстий!  
Художник на бочке высокой сидит,  
как Пан, в свою хитрую дудку дудит.  

❂❂❂❂

Давайте, давайте кружиться всегда,  
и все, что случится, — еще не беда,  
ах, господи боже мой, вот вечеринка,  
проносится около уха звезда,  
под веко летит золотая соринка,  
и кто мы такие, и что это вдруг  
цветет акварели голубенький дух,  
и глина краснеет, как толстый ребенок,  
и пыль облетает с холстов погребенных,  
и дивные рожи румяных картин  
являются нам, когда мы захотим.  
Проносимся! И посреди тишины  
целуется красное с желтым и синим,  
и все одиночества душ сплочены  
в созвездье одно притяжением сильным.  

❂❂❂❂

Жить в доме художника день или два  
и дольше, но дому еще не наскучить,  
случайно узнать, что стоят дерева  
под тяжестью белой, повисшей на сучьях,  
с утра втихомолку собраться домой,  
брести облегченно по улице снежной,  
жить дома, пока не придет за тобой  
любви и печали порыв центробежный.  

❂❂❂❂

1965  

❂❂❂❂