Молодому критику

❂❂❂❂

Я на вопрос: «Как ваше мненье?» — 
Скажу вам вот что: ложный вкус 
Пора изгнать, и я гоненье 
Начать немедленно берусь. 
Авось окажет вам подмогу 
И в деле критики певец: 
Где мгла, там часто на дорогу 
Выводит зрячего слепец!

❂❂❂❂

О, гром стихов высокопарных! 
Как ты противен мне и дик! 
Толпа новаторов бездарных 
Совсем испортит наш язык; 
Собьет нас с толку фраз рутина, 
И будут впредь, к стыду страны, 
Для Лафонтена и Расина 
Нам переводчики нужны.

❂❂❂❂

На музу глядя, я краснею! 
Она теряет всякий стыд 
И давит формою идею, 
Приняв отменно важный вид; 
Не скажет «страсти», а «вулканы», 
Не «заговор», а «грозный риф»! 
Ее герои — истуканы, 
И вся их слава — дутый миф…

❂❂❂❂

Искусство быстро вымирает, 
Где вырождаться начал вкус. 
Ведь лексикон свой расширяет 
Народ без нас, без наших муз… 
Он новых слов даст много свету 
При новом веянье в стране; 
К чему ж подделывать монету, 
Которой нет еще в казне?!

❂❂❂❂

Язык наш любит смесь величья 
И простоты; он чужд прикрас. 
Педант и школьник — без различья — 
Пугают вычурностью фраз! 
В нем есть давно слова угрозы, 
Слова любви в нем есть давно, 
И тем, кто вызвать хочет слезы, — 
Их искажать запрещено.

❂❂❂❂

Цель языка: чтоб мысль царила 
Без всяких блесток и затей. 
Пойдем на площадь; окружила 
Там батальон толпа детей. 
Вот барабанщик. Все в волненье; 
Расшит тесемками убор!.. 
Он — бог войны, в их детском мненье… 
«Ура! Ура, тамбурмажор!»

❂❂❂❂

А там, далеко на чужбине, — 
Другой, в походном сюртуке, 
С холма за битвою в долине 
Следит, бинокль держа в руке. 
План действий весь его системы: 
— Направо! В тыл! Отрежь; ударь!.. 
Так. Хорошо. А кстати: где мы? 
— Мы в Аустерлице, государь.

❂❂❂❂

Вот этот серый человечек 
И есть герой; он — мысль… Она 
Без фраз, без блесток и колечек 
В вожде и в авторе видна! 
Она теряет от убора. 
И дело критики — следить, 
Чтоб в галуны тамбурмажора 
Не смели гения рядить!..

❂❂❂❂