Что за дым 
По глухим 
Деревням курится? 
Там раскол, 
Дно крамол, 
В грубости крутится. 
Середи того гнезда 
Поднятая борода, 
Глупых капитонов флаг 
Дал к соборищам их знак.

❂❂❂❂

Все спешат, 
Все кричат: 
«Борода святая! 
Мы с тобой, 
С дорогой, 
В рай идем, пылая. 
Ты нам мера и закон, 
Ты обедня и трезвон. 
О! апостольская сеть, 
Ради мы с тобой сгореть».

❂❂❂❂

Кто зажог? 
Лжепророк. 
Из какого лесу? 
Он один, 
Тресотин, 
Сердцем сроден бесу. 
Он безбожной лицемер, 
Побродяга, суевер. 
Он продерзостью своей 
Ободрил бородачей.

❂❂❂❂

Оным в лесть, 
Добрым в честь, 
Понося, терзает, 
И святош 
Глупу ложь 
Правдой объявляет. 
Только ж, угождая им, 
Мерзок бредом стал своим, 
И, хотя чтить праотцов, 
Он почтил отца бесов.

❂❂❂❂

Оглянись, 
Веселись, 
Адская утроба! 
Твой комплот, 
Скверной род, 
Восстает из гроба. 
Образ твой Герострад, 
Храм зажечь парнасский рад; 
Ад готов тебе помочь, 
День затмить так, как ночь.

❂❂❂❂

Братец твой, 
Керженской, 
Адским углем пышет, 
Как пес зол, 
За раскол 
На святыню дышет, 
На российского Христа 
Отпер срамные уста; 
К защищению бород 
Злой к тебе валится сброд.

❂❂❂❂

Ах, как рад 
Пустосвят 
Для того разпопа, 
Что в тебе, 
Как в себе, 
Видит злу холопа. 
И Аввакум-протопоп 
Поднял лысину и лоб, 
Улыбаясь, на тебя 
Смотрит, злость твою любя,

❂❂❂❂

Что за гам? 
Волаам, 
Июда, Каиафа, 
Чу! кричат: 
«Эй! наш брат, 
Ты не бойся штрафа». 
И от тартарского дна 
Сам поднялся сатана; 
Он поджог тебя назло, 
За свое мстит помело.

❂❂❂❂

Ну ж, хватай! 
Поскоряй, 
Не теряй минуты; 
Тешься так, 
Как и сам, 
В пляску, в валку, в жгуты! 
Как Петрил тебя катал 
И Балакирев гонял. 
Все ревут тебе: «Кураж, 
Тресотин, угодник наш!»

❂❂❂❂

Лжесвятой 
Керженской! 
Как тебя прославить? 
Как почтить, 
Чем кадить, 
Что тебе поставить? 
Вместо ладану и свеч, 
К бородам тебя сожечь, 
Чтобы их поганой смрад 
Был горчае, как сам ад.[1]

❂❂❂❂

[1]Сатира господина Ломоносова на Тредиаковского. БЗ. 1859, No 15. — Печ. по ПСС. Т. 8, где опубликовано по Каз. сб. Исправляется явная описка в Каз. сб. («капитанов»); предположение Г. П. Блока о каламбурном характере этого разночтения (ПСС. Т. 8. С. 1204) малоубедительно. 
Капитоны — распространенное в XVIII в. название раскольников в антистарообрядческой полемической литературе по имени костромского крестьянина, поселившегося в начале XVII в. в Колесниковой пустыни Костромской губернии и проповедовавшего крайний аскетизм, а также полный отказ от официальной церковной обрядности; традиционно рассматривается как один из предшественников старообрядчества. Упоминание Тресотина дало повод считать это ст-ние сатирой на Тредиаковского. Однако содержание сатиры, высмеивающей преимущественно старообрядцев, и определение Тресотина как керженского лжепророка заставляют в этом усомниться, так как о сочувствии Тредиаковского раскольникам ничего не известно. Указанием на авторство Ломоносова может служить близость строфики этой сатиры к «Студенческой песне» И. X. Понтера. 
Геростад — Герострат из Эфеса (IV в. до н. э.), по преданию поджегший храм Артемиды, чтобы прославиться. 
Пустосвят — см. с. 528. 
Каиафа — иудейский первосвященник, принимавший участие в суде над Иисусом Христом. 
Петрил — Пьетро Мира, итальянский скрипач и актер, приехавший в Россию ок. 1733 г., выступал в роли буффо в интермедиях. Ок. 1736 г. стал шутом Анны Иоанновны, получив прозвище Педрилло. 
Балакирев И. А. (1699-1763) — шут Петра I и Анны Иоанновны.