1  

❂❂❂❂

Моя душа — глухой всебожный храм,  
Там дышат тени, смутно нарастая.  
Отраднее всего моим мечтам  
Прекрасные чудовища Китая.  
Дракон — владыка солнца и весны,  
Единорог — эмблема совершенства,  
И феникс — образ царственной жены,  
Слиянье власти, блеска и блаженства.  
Люблю однообразную мечту  
В созданиях художников Китая,  
Застывшую, как иней, красоту,  
Как иней снов, что искрится, не тая.  
Симметрия — их основной закон.  
Они рисуют даль — как восхожденье,  
И сладко мне, что страшный их дракон —  
Не адский дух, а символ наслажденья.  
А дивная утонченность тонов,  
Дробящихся в различии согласном,  
Проникновенье в таинство основ,  
Лазурь в лазури, красное на красном!  
А равнодушье к образу людей,  
Пристрастье к разновидностям звериным,  
Сплетенье в строгий узел всех страстей,  
Огонь ума, скользящий по картинам!  
Но более, чем это всё, у них  
Люблю пробел лирического зноя.  
Люблю постичь сквозь легкий нежный стих  
Безбрежное отчаянье покоя.  

❂❂❂❂

2  

❂❂❂❂

К старинным манускриптам в поздний час  
Почувствовав обычное призванье,  
Я рылся между свитков — и как раз  
Чванг-Санга прочитал повествованье.  
Там смутный кто-то,— я не знаю кто,—  
Ронял слова печали и забвенья:  
«Бесчувственно Великое Ничто,  
В нем я и ты — мелькаем на мгновенье.  
Проходит ночь — и в роще дышит свет,  
Две птички, тесно сжавшись, спали рядом,  
Но с блеском дня той дружбы больше нет,  
И каждая летит к своим усладам.  
За тьмою — жизнь, за холодом — апрель,  
И снова темный холод ожиданья.  
Я разобью певучую свирель.  
Иду на Запад, умерли мечтанья.  
Бесчувственно Великое Ничто,  
Земля и небо — свод немого храма.  
Я тихо сплю,— я тот же и никто,  
Моя душа — воздушность фимиама».  

❂❂❂❂

Февраль 1900  

❂❂❂❂