Отец один слыхал,  
Что за море детей учиться посылают  
И что вобще того, кто за морем бывал,  
От небывалого отменно почитают,  
Затем что с знанием таких людей считают;  
И, смотря на других, он сына тож послать  
Учиться за море решился.  
Он от людей любил не отставать,  
Затем что был богат. Сын сколько-то учился,  
Да сколько ни был глуп, глупяе возвратился.  
Попался к школьным он вралям,  
Неистолкуемым дающим толк вещам;  
И словом, малого век дураком пустили.  
Бывало, глупости он попросту болтал,  
Теперь ученостью он толковать их стал.  
Бывало, лишь глупцы его не понимали,  
А ныне разуметь и умные не стали;  
Дом, город и весь свет враньем его скучал.  

❂❂❂❂

В метафизическом беснуясь размышленьи  
О заданном одном старинном предложеньи:  
«Сыскать начало всех начал»,  
Когда за облака он думой возносился,  
Дорогой шедши, вдруг он в яме очутился.  
Отец, встревоженный, который с ним случился,  
Скоряе бросился веревку принести,  
Домашнюю свою премудрость извести;  
А думный между тем детина,  
В той яме сидя, размышлял,  
Какая быть могла падения причина?  
«Что оступился я, — ученый заключал,—  
Причиною землетрясенье;  
А в яму скорое произвело стремленье  
С землей и с ямою семи планет сношенье».  

❂❂❂❂

Отец с веревкой прибежал.  
«Вот, — говорит, — тебе веревка, ухватись.  
Я потащу тебя; да крепко же держись.  
Не оборвись!..»  
— «Нет, погоди тащить; скажи мне наперед:  
Веревка вещь какая?»  

❂❂❂❂

Отец, вопрос его дурацкий оставляя,  
«Веревка вещь, — сказал, — такая,  
Чтоб ею вытащить, кто в яму попадет».  
— «На это б выдумать орудие другое,  
А это слишком уж простое».  
— «Да время надобно, — отец ему на то. —  
А это, благо, уж готово».  
— «А время что?»  
— «А время вещь такая,  
Которую с глупцом я не хочу терять.  
Сиди, — сказал отец, — пока приду опять».  

❂❂❂❂

Что, если бы вралей и остальных собрать  
И в яму к этому в товарищи сослать?.  
Да яма надобна большая!  

❂❂❂❂

1772  

❂❂❂❂

Тематики стихотворения Метафизический ученик: