1 Солнце! Хотя существо твое столь есть чудно,  
Что ему в век довольно удивиться трудно —  
В чем нам и свидетельство древни показали,  
Когда тебя за бога чрез то почитали, —  
5 Однако мог бы я то признать несомненно,  
Что было б ты в дивности твоей переменно,  
Если б ты в себе живость и чувства имело,  
Чем бы могло всякое в свете познать дело.  
Буде б честь от нас богу ты узнать желало —  
10 В-первых, бы суеверий бездну тут сыскало.  
Мужик, который соху оставил недавно,  
Аза в глаза не знает и болтнуть исправно,  
А прислушайся, что врет и что его вздоры!  
Ведь не то, как на Волге разбивают воры.  
15 Да что ж? Он ти воротит богословски речи:  
Какие пред иконы должно ставить свечи,  
Что теперь в церквах вошло старине противно;  
Как брадобритье терпит бог, то ему дивно.  
На что, бает, библию отдают в печати,  
20 Котору христианам больно грешно знати?  
Вон иной, зачитавшись, да ереси сеет;  
Говорит: «Не грешен тот, кто бороду бреет».  
Парики — уж всяк знает, что дьявольско дело,  
А он, что то не грешно, одно спорит смело;  
25 Платье немецко носит, да притом манжеты;  
Кто их назовет добром? все — адски приметы;  
А таки сказуют, что то не противно богу.  
Ох! как страшно и слышать таку хулу многу!  
Все ж то се нет ничего; вон услышишь новый  
30 От него тверд документ, давно уж готовый.  
«Как, — говорит, — библию не грешно читати,  
Что она вся держится на жидовской стати?  
Вон де за то* одного и сожгли недавно,  
Что, зачитавшись там, стал Христа хулить явно.  
35 Ой нет, надо библии отбегать как можно,  
Бо, зачитавшись в ней, пропадешь безбожно.  
Есть и без нея что честь, лишь была б охота,  
Вот, полно, мне мешает домашня забота,  
А то б я купил книгу, котору, не знаю  
40 Какой, пустынник писал, да Семик быть, чаю.  
Так то-то уже книга, что аж уши вянут,  
Как было грамотники у нас читать станут!  
Там писано, как земля четырьмя китами  
Стоит, которы ее подперли спинами;  
45 Сколько Солнце всякий день миллионов ходит,  
И где оно в палаты в отдышку заходит;  
Как в нынешнее время не будут являться  
Святцы и богатыри; что люди мерзятся  
Брадобритием и всем бусурманским нравом,  
50 Не ходят в старом отцов предании правом.  
Все там есть о старине. С мала до велика  
Сказать мне все подробну не станет языка».  
Все ж то се еще сошник плесть безмозгло смеет;  
Все врет, хоть слова складно молвить не сумеет.  
55 Кто ж опишет которы по грамоте бродят?  
Те-то суеверие все в народе родят;  
От сих безмозглых голов родятся расколы;  
Всякий простонародный в них корень крамолы;  
Что же пьянство, то у них в самом живом цвете.  
60 Тая-то вещь им мнится всех шятейша в свете.  
Ну-тко скажи такому, что всяк день воскресный  
Не в пьянстве должно справлять во всей поднебесной,  
Но лучше б в учениях церковных медлети,  
Неж на кабаках пьяным бесчинно шумети, —  
65 То уж он ти понесет представлять резоны,  
Что с ума тя собьет, хоть ты как будь ученый.  
Выймет тебе с сундука тетради цвелые,  
Предложит истории все сполна святые,  
Не минет и своего отца Аввакума —  
70 Так его запальчивость тут возьмет угрюма.  
И тотчас, те предложив, начнет уличати:  
«Грешно-де весь день будет богу докучати;  
Смотри, что истории в себе заключают:  
Ведь и в небе обедни в часы отпевают,  
75 А не весь день по-вашему в молитве трудятся;  
Отпев час урочный там, с богом веселятся».  
Сей-то муж в философии живет ненарушно:  
Признают то пьяницы все единодушно;  
Сей и Аристотелю не больно уступит,  
80 Паче когда к мудрости вина кружку купит.  
Да что ж сим дивиться? Вон на пастырей взглянем,  
Так тут-то уже разве, дивяся, устанем;  
Хочет ли кто божьих слов в церкви поучиться  
От пастыря, то я в том готов поручиться,  
85 Что, ходя в церковь, не раз по? том обольется,  
А чуть ли о том от них и слова добьется.  
Если ж бы он подошел к попу на кружало,  
То уж там одних ушей будет ему мало,  
Не переслушаешь речь его медоточну:  
90 Опишет он там кругом церковь всю восточну.  
Да как? Не учением ведь здравым и умным,  
Но суеверным мозгом своим, с вина шумным,  
Плетет тут без рассмотру и без стыда враки;  
В-первых, как он искусен все совершать браки,  
95 Сколько раз коло стола обводити знает  
И какой стих за всяким ходом припевает.  
То, все это рассказав, станет поучати,  
Как с честью его руку должно целовати.  
«Не знаю, — говорит, — как те люди спасутся,  
100 Что давать нам на церковь и с деньгами жмутся.  
Ведь вот не с добра моя в заплатах-де ряса;  
Вон дома на завтра нет купить на что мяса;  
Все-де черт склонил людей и с немцами знаться.  
О, проклятые! Зачем нас дарить скупятся?  
105 Как такие исцелят души своей раны,  
Что не трепещут смело знаться с бусурманы?  
Каки б они ни были, да только не русски;  
Надобно б их отбегать: уж в них путь не узкий,  
Но широкие врата к пагубе доводят,  
110 Они ж, несмотря на то, смело туда входят!  
А нам-де уже затем пересеклась дача,  
И с просфирами, увы! бедств, достойных плача!»  
Но ежели те речи поверстать бы в дело,  
То б казанье написал с залишком всецело.  
115 Как же, на таких смотря, уж простолюдины  
К заблуждению себе не возьмут причины?  
Все ж то это мелкоту я здесь предлагаю,  
Которую по силе могу знать и знаю;  
Высших же рассуждений чрезмерну примету  
120 О боге суеверий списать силы столько нету.  
Такие-то виды суть нашей к богу чести,  
Не поминая чудес притворных и лести.  
Не думай же, что все тут; нет тысячной части:  
Списать то все как надо — в обмороке пасти.  
125 Довольно и сих тебе я собрал к примеру.  
Еще мало посмотрим нашу к властям веру.  
Смотри: купец украшен в пояс бородою,  
В святом и платье ходит, только не с клюкою,  
Во всем правдив, набожен: прийдет до иконы —  
130 Пол весь заставит дрожать, как кладет поклоны!  
И чаял бы ты, что он весь в правости важен;  
Погляди ж завтра аж где? — Уж в тюрьме посажен.  
Спросишь: «За что тут муж сидит святой и старый?» —  
Воровством без пошлины провозил товары.  
135 Этакой святец! Вот что делает, безгрешный!  
К богу лицемер, к власти вор и хищник спешный!  
Да что ж над сим дивиться, сей обычной моды?  
Вон дивись, как учений заводят заводы:  
Строят безмерным коштом тут палаты славны,  
140 Славят, что учения будут тамо главны;  
Тщатся хотя именем умножить к ним чести  
(Коли не делом); пишут печатные вести:  
«Вот завтра учения высоки зачнутся,  
Вот уж и учители заморски сберутся:  
145 Пусть как можно скоро всяк о себе радеет,  
Кто оных обучаться охоту имеет».  
Иной бедный, кто сердцем учиться желает,  
Всеми силами к тому скоро поспешает,  
А пришел — комплиментов увидит немало,  
150 Высоких же наук там стени не бывало.  
А деньги хоть точатся тут бесперерывно,  
Так комплиментов много с них — то и не дивно.  
Где если то мне о сем все сполна писати,  
То книгу превелику надобно сшивати.  
155 Полно, и так можно знать, как то сего много;  
Добра мало, а полно во всем свете злого.  
Смотри, и летописцы ведь толсты недаром,  
Все почти нагружены этим же товаром.  
Что ж уж сказать о нашем житье межусобном?  
160 Как мы живем друг к другу в всяком деле злобном?  
Тут глаза потемнеют, голова вкруг ходит,  
Рука с пером от жалю как курица бродит.  
Грозят нам права земски, но бог правосудный —  
Чтоб богатый не был прав, а обижен скудный,  
165 Не судило б нас сребро, но правда святая,  
Винным казнь, а правым милость подавая.  
Мы ж то помним и знаем, как сребра не видим,  
И клянемся богу, что бедных не обидим,  
Но в правости все будем о душах радети,  
170 А на лица и сребро не станем смотрети.  
Когда ж несут подарки, где злато блистает,  
То вся та мысль за сто верст от нас отбегает.  
Где божий и земский страх? Даром наши души,  
Как звонят серебряным колокольцем в уши;  
175 Подьячий ходит сух, худ, лишь кожа да кости,  
Ведь не с труда ссох — с коварств да завистной злости,  
Что ему не удастся драть так, как другому;  
Нет чем жену потешить, как придет до дому;  
Лучше б он изволил тут смерть перетерпети,  
180 Нежель над чиим делом без взятки сидети.  
Вон иному, хоть деньги он с казны считает,  
А не взять ему гривны — душа смертно тает.  
Так-то мы милостивы, к бедным правосуды:  
Выше душ ставим деньги, не плоше Иуды.  
185 Что ж когда еще глубже мы в свет сей заглянем?  
Везде без удовольства удивляться станем.  
Философ деревенский оброс сединами,  
Сладкими рассуждает о свете речами.  
«Как, — говорит он, — теперь черт показал моду  
190 Грех велик творить, то есть табак пить народу,  
От которого весь ум человечь темнеет  
И мозг в голове весьма из дня на день тлеет;  
Уж мы-де таких много образцов видали,  
Что многие из того люди пропадали».  
195 То он же обличает в людях моду грубу,  
А себе четвериком сам валит за губу.  
Так-то людей осуждать мы тотчас готовы,  
Людей видим больных, а сами не здоровы:  
Так вот иной хвастает, что славы не любит,  
200 А сам за самое то с света людей губит;  
Говорит: лицемерство ему неприятно,  
А самим делом держать то внушает внятно.  
Теперь в свете сем буде кто пожить желает,  
Пускай правды далеко во всем отбегает.  
205 Инако бо нельзя двум господам служити,  
Нельзя богу и свету вместе угодити.  
Так-то сей свет состоит, так всем злым причастный,  
Всех бедств, мерзостей полон, во всем суестрастный.  
Еще ж то тут у нас нет миллионной доли,  
210 Ибо тое все списать нет силы и воли.  
Что ж, Солнце? Погрешил ли я, так рассуждая,  
Что если б ощущало ты в свете вся злая,  
По-человечески бы могло премениться.  
И, право, не престану я о сем дивиться,  
215 Как так ти дана воля сиять терпеливно  
На нас бедных, столь богу живущих противно.  
Больше с удивления не могу писати,  
И хоть не в пору, да уж принужден кончати.  

❂❂❂❂

1738  
 

❂❂❂❂

Тематики стихотворения На состояние сего света. К солнцу: