I.

❂❂❂❂

Четырестопный ямб мне надоел: 
Им пишет всякой. Мальчикам в забаву 
Пора б его оставить. Я хотел 
Давным-давно приняться за октаву. 
А в самом деле: я бы совладел 
С тройным созвучием. Пущусь на славу. 
Ведь рифмы запросто со мной живут; 
Две придут сами, третью приведут.

❂❂❂❂

II.

❂❂❂❂

А чтоб им путь открыть широкой, вольный, 
Глаголы тотчас им я разрешу… 
Вы знаете, что рифмой наглагольной 
Гнушаемся мы. Почему? спрошу. 
Так писывал Шихматов богомольный; 
По большей части так и я пишу. 
К чему? скажите; уж и так мы голы. 
Отныне в рифмы буду брать глаголы.

❂❂❂❂

III.

❂❂❂❂

Не стану их надменно браковать, 
Как рекрутов, добившихся увечья, 
Иль как коней, за их плохую стать, — 
А подбирать союзы да наречья; 
Из мелкой сволочи вербую рать. 
Мне рифмы нужны; все готов сберечь я, 
Хоть весь словарь; что слог, то и солдат — 
Все годны в строй: у нас ведь не парад.

❂❂❂❂

IV.

❂❂❂❂

Ну, женские и мужеские слоги! 
Благословясь, попробуем: слушай! 
Ровняйтеся, вытягивайте ноги 
И по три в ряд в октаву заезжай! 
Не бойтесь, мы не будем слишком строги; 
Держись вольней и только не плошай, 
А там уже привыкнем, слава богу, 
И выедем на ровную дорогу.

❂❂❂❂

V.

❂❂❂❂

Как весело стихи свои вести 
Под цыфрами, в порядке, строй за строем, 
Не позволять им в сторону брести, 
Как войску, в пух рассыпанному боем! 
Тут каждый слог замечен и в чести, 
Тут каждый стих глядит себе героем, 
А стихотворец… с кем же равен он? 
Он Тамерлан иль сам Наполеон.

❂❂❂❂

VI.

❂❂❂❂

Немного отдохнем на этой точке. 
Что? перестать или пустить на пе?… 
Признаться вам, я в пятистопной строчке 
Люблю цезуру на второй стопе. 
Иначе стих то в яме, то на кочке, 
И хоть лежу теперь на канапе, 
Всё кажется мне, будто в тряском беге 
По мерзлой пашне мчусь я на телеге.

❂❂❂❂

VII.

❂❂❂❂

Что за беда? не всё ж гулять пешком 
По невскому граниту иль на бале 
Лощить паркет или скакать верхом 
В степи киргизской. Поплетусь-ка дале, 
Со станции на станцию шажком, 
Как говорят о том оригинале, 
Который, не кормя, на рысаке 
Приехал из Москвы к Неве-peке.

❂❂❂❂

VIII.

❂❂❂❂

Скажу, рысак! Парнасской иноходец 
Его не обогнал бы. Но Пегас 
Стар, зуб уж нет. Им вырытый колодец 
Иссох. Порос крапивою Парнас; 
В отставке Феб живет, а хороводец 
Старушек муз уж не прельщает нас. 
И табор свой с классических вершинок 
Перенесли мы на толкучий рынок.

❂❂❂❂

IX.

❂❂❂❂

Усядься, муза: ручки в рукава, 
Под лавку ножки! не вертись, резвушка! 
Теперь начнем. — Жила-была вдова, 
Тому лет восемь, бедная старушка 
С одною дочерью. У Покрова 
Стояла их смиренная лачужка 
За самой буткой. Вижу как теперь 
Светелку, три окна, крыльцо и дверь.

❂❂❂❂

X.

❂❂❂❂

Дни три тому туда ходил я вместе 
С одним знакомым перед вечерком. 
Лачужки этой нет уж там. На месте 
Ее построен трехэтажный дом. 
Я вспомнил о старушке, о невесте, 
Бывало, тут сидевших под окном, 
О той поре, когда я был моложе, 
Я думал: живы ли они? — И что же?

❂❂❂❂

XI.

❂❂❂❂

Мне стало грустно: на высокой дом 
Глядел я косо. Если в эту пору 
Пожар его бы охватил кругом, 
То моему б озлобленному взору 
Приятно было пламя. Странным сном 
Бывает сердце полно; много вздору 
Приходит нам на ум, когда бредем 
Одни или с товарищем вдвоем.

❂❂❂❂

XII.

❂❂❂❂

Тогда блажен, кто крепко словом правит 
И держит мысль на привязи свою, 
Кто в сердце усыпляет или давит 
Мгновенно прошипевшую змию; 
Но кто болтлив, того молва прославит 
Вмиг извергом… Я воды Леты пью, 
Мне доктором запрещена унылость: 
Оставим это, — сделайте мне милость!

❂❂❂❂

XIII.

❂❂❂❂

Старушка (я стократ видал точь-в-точь 
В картинах Рембрандта такие лица) 
Носила чепчик и очки. Но дочь 
Была, ей-ей, прекрасная девица: 
Глаза и брови — темные как ночь, 
Сама бела, нежна, как голубица; 
В ней вкус был образованный. Она 
Читала сочиненья Эмина,

❂❂❂❂

XIV.

❂❂❂❂

Играть умела также на гитаре 
И пела: Стонет сизый голубок, 
И Выду ль я, и то, что уж постаре, 
Всё, что у печки в зимний вечерок, 
Иль скучной осенью при самоваре, 
Или весною, обходя лесок, 
Поет уныло русская девица, 
Как музы наши грустная певица.

❂❂❂❂

XV.

❂❂❂❂

Фигурно иль буквально: всей семьей, 
От ямщика до первого поэта, 
Мы все поем уныло. Грустный вой 
Песнь русская. Известная примета! 
Начав за здравие, за упокой 
Сведем как раз. Печалию согрета 
Гармония и наших муз и дев. 
Но нравится их жалобный напев.

❂❂❂❂

XVI.

❂❂❂❂

Параша (так звалась красотка наша) 
Умела мыть и гладить, шить и плесть; 
Всем домом правила одна Параша. 
Поручено ей было счеты весть, 
При ней варилась гречневая каша 
(Сей важный труд ей помогала несть 
Стряпуха Фекла, добрая старуха, 
Давно лишенная чутья и слуха).

❂❂❂❂

XVII.

❂❂❂❂

Старушка мать, бывало, под окном 
Сидела; днем она чулок вязала, 
А вечером за маленьким столом 
Раскладывала карты и гадала. 
Дочь, между тем, весь обегала дом, 
То у окна, то на дворе мелькала, 
И кто бы ни проехал иль ни шел, 
Всех успевала видеть (зоркой пол!).

❂❂❂❂

XVIII.

❂❂❂❂

Зимою ставни закрывались рано, 
Но летом до-ночи растворено 
Всё было в доме. Бледная Диана 
Глядела долго девушке в окно. 
(Без этого ни одного романа 
Не обойдется; так заведено!) 
Бывало, мать давным-давно храпела, 
А дочка — на луну еще смотрела.

❂❂❂❂

XIX.

❂❂❂❂

И слушала мяуканье котов 
По чердакам, свиданий знак нескромный, 
Да стражи дальный крик, да бой часов — 
И только. Ночь над мирною Коломной 
Тиха отменно. Редко из домов 
Мелькнут две тени. Сердце девы томной 
Ей слышать было можно, как оно 
В упругое толкалось полотно.

❂❂❂❂

XX.

❂❂❂❂

По воскресеньям, летом и зимою, 
Вдова ходила с нею к Покрову 
И становилася перед толпою 
У крылоса налево. Я живу 
Теперь не там, но верною мечтою 
Люблю летать, заснувши наяву, 
В Коломну, к Покрову — и в воскресенье 
Там слушать русское богослуженье.

❂❂❂❂

XXI.

❂❂❂❂

Туда, я помню, ездила всегда 
Графиня…. (звали как, не помню, право) 
Она была богата, молода; 
Входила в церковь с шумом, величаво; 
Молилась гордо (где была горда!). 
Бывало, грешен; всё гляжу направо, 
Всё на нее. Параша перед ней 
Казалась, бедная, еще бедней.

❂❂❂❂

XXII.

❂❂❂❂

Порой графиня на нее небрежно 
Бросала важный взор свой. Но она 
Молилась богу тихо и прилежно 
И не казалась им развлечена. 
Смиренье в ней изображалось нежно; 
Графиня же была погружена 
В самой себе, в волшебстве моды новой, 
В своей красе надменной и суровой.

❂❂❂❂

XXIII.

❂❂❂❂

Она казалась хладный идеал 
Тщеславия. Его б вы в ней узнали; 
Но сквозь надменность эту я читал 
Иную повесть: долгие печали, 
Смиренье жалоб…. В них-то я вникал, 
Невольный взор они-то привлекали…. 
Но это знать графиня не могла 
И, верно, в список жертв меня внесла.

❂❂❂❂

XXIV.

❂❂❂❂

Она страдала, хоть была прекрасна 
И молода, хоть жизнь ее текла 
В роскошной неге; хоть была подвластна 
Фортуна ей; хоть мода ей несла 
Свой фимиам, — она была несчастна. 
Блаженнее стократ ее была, 
Читатель, новая знакомка ваша, 
Простая, добрая моя Параша.

❂❂❂❂

XXV.

❂❂❂❂

Коса змией на гребне роговом, 
Из-за ушей змиею кудри русы, 
Косыночка крест-на-крест иль узлом, 
На тонкой шее восковые бусы — 
Наряд простой; но пред ее окном 
Всё ж ездили гвардейцы черноусы, 
И девушка прельщать умела их 
Без помощи нарядов дорогих.

❂❂❂❂

XXVI.

❂❂❂❂

Меж ими кто ее был сердцу ближе, 
Или равно для всех она была 
Душою холодна? увидим ниже, 
Покаместь мирно жизнь она вела, 
Не думая о балах, о Париже, 
Ни о дворе (хоть при дворе жила 
Ее сестра двоюродная, Вера 
Ивановна, супруга гоф-фурьера).

❂❂❂❂

XXVII.

❂❂❂❂

Но горе вдруг их посетило дом: 
Стряпуха, возвратясь из бани жаркой, 
Слегла. Напрасно чаем и вином, 
И уксусом, и мятною припаркой 
Ее лечили. В ночь пред рождеством 
Она скончалась. С бедною кухаркой 
Они простились. В тот же день пришли 
За ней и гроб на Охту отвезли.

❂❂❂❂

XXVIII.

❂❂❂❂

Об ней жалели в доме, всех же боле 
Кот Васька. После вдовушка моя 
Подумала, что два, три дня — не доле — 
Жить можно без кухарки; что нельзя 
Предать свою трапезу божьей воле. 
Старушка кличет дочь: «Параша!» — «Я!» 
— «Где взять кухарку? сведай у соседки, 
Не знает ли. Дешевые так редки». —

❂❂❂❂

XXIX.

❂❂❂❂

— «Узнаю, маменька». И вышла вон, 
Закутавшись. (Зима стояла грозно, 
И снег скрыпел, и синий небосклон, 
Безоблачен, в звездах, сиял морозно.) 
Вдова ждала Парашу долго; сон 
Ее клонил тихонько; было поздно, 
Когда Параша тихо к ней вошла, 
Сказав: — «Вот я кухарку привела».

❂❂❂❂

XXX.

❂❂❂❂

За нею следом, робко выступая, 
Короткой юбочкой принарядясь, 
Высокая, собою недурная, 
Шла девушка и, низко поклонясь, 
Прижалась в угол, фартук разбирая. 
— «А что возьмешь?» — спросила, обратясь, 
Старуха. — «Всё, что будет вам угодно», 
Сказала та смиренно и свободно.

❂❂❂❂

XXXI.

❂❂❂❂

Вдове понравился ее ответ. 
— «А как зовут?» — «А Маврой». — «Ну, Мавруша, 
Живи у нас; ты молода, мой свет: 
Гоняй мужчин. Покойница Феклуша 
Служила мне в кухарках десять лет, 
Ни разу долга чести не наруша. 
Ходи за мной, за дочерью моей, 
Усердна будь; присчитывать не смей». —

❂❂❂❂

XXXII.

❂❂❂❂

Проходит день, другой. В кухарке толку 
Довольно мало: то переварит, 
То пережарит, то с посудой полку 
Уронит; вечно всё пересолит. — 
Шить сядет — не умеет взять иголку, 
Ее бранят — она себе молчит; 
Везде, во всем уж как-нибудь подгадит. 
Параша бьется, а никак не сладит.

❂❂❂❂

XXXIII.

❂❂❂❂

Поутру, в воскресенье, мать и дочь 
Пошли к обедне. Дома лишь осталась 
Мавруша; видите ль: у ней всю ночь 
Болели зубы; чуть жива таскалась; 
Корицы нужно было натолочь, — 
Пирожное испечь она сбиралась. 
Ее оставили; но в церкве вдруг 
На старую вдову нашел испуг.

❂❂❂❂

XXXIV.

❂❂❂❂

Она подумала: «В Мавруше ловкой 
Зачем к пирожному припала страсть? 
Пирожница, ей-ей, глядит плутовкой! 
Не вздумала ль она нас обокрасть 
Да улизнуть? Вот будем мы с обновкой 
Для праздника! Ахти, какая страсть!» 
Так думая, старушка обмирала 
И наконец, не вытерпев, сказала:

❂❂❂❂

XXXV.

❂❂❂❂

— «Стой тут, Параша. Я схожу домой, 
Мне что-то страшно». Дочь не разумела, 
Чего ей страшно. С паперти долой 
Чуть-чуть моя старушка не слетела; 
В ней сердце билось, как перед бедой. 
Пришла в лачужку, в кухню посмотрела, — 
Мавруши нет. Вдова к себе в покой 
Вошла — и что ж? о боже! страх какой!

❂❂❂❂

XXXVI.

❂❂❂❂

Пред зеркальцем Параши, чинно сидя, 
Кухарка брилась. Что с моей вдовой? 
«Ах, ах!» и шлепнулась. Ее увидя, 
Та, второпях, с намыленной щекой 
Через старуху (вдовью честь обидя), 
Прыгнула в сени, прямо на крыльцо, 
Да ну бежать, закрыв себе лицо.

❂❂❂❂

XXXVII.

❂❂❂❂

Обедня кончилась; пришла Параша. 
— «Что, маменька?» — «Ах, Пашенька моя! 
Маврушка…» — «Что, что с ней?» — «Кухарка наша: 
Опомниться досель не в силах я… 
За зеркальцем… вся в мыле…» — «Воля ваша, 
Мне право ничего понять нельзя; 
Да где ж Мавруша?» — «Ах, она разбойник! 
Она здесь брилась!… точно мой покойник!» —

❂❂❂❂

XXXVIII.

❂❂❂❂

Параша закраснелась или нет, 
Сказать вам не умею; но Маврушки 
С тех пор как не было, — простыл и след! 
Ушла, не взяв в уплату ни полушки 
И не успев наделать важных бед. 
У красной девушки и у старушки 
Кто заступил Маврушу? признаюсь, 
Не ведаю и кончить тороплюсь.

❂❂❂❂

XXXIX.

❂❂❂❂

— «Как, разве все тут? шутите!» — «Ей-богу». 
— «Так вот куда октавы нас вели! 
К чему ж такую подняли тревогу, 
Скликали рать и с похвальбою шли? 
Завидную ж вы избрали дорогу! 
Ужель иных предметов не нашли? 
Да нет ли хоть у вас нравоученья?» 
— «Нет… или есть: минуточку терпенья…

❂❂❂❂

XL.

❂❂❂❂

Вот вам мораль: по мненью моему, 
Кухарку даром нанимать опасно; 
Кто ж родился мужчиною, тому 
Рядиться в юбку странно и напрасно: 
Когда-нибудь придется же ему 
Брить бороду себе, что несогласно 
С природой дамской… Больше ничего 
Не выжмешь из рассказа моего».

❂❂❂❂

Тематики стихотворения Домик в Коломне: