Он вышел — зал взбесился. На мгновенье 
Пришла в согласье инструментов рать. 
Пал пианист на стул и мановенья 
Волшебной трости начал ожидать.

❂❂❂❂

Два первых ряда отделяли ленты — 
Для свиты, для вельмож, для короля. 
Лениво пререкались инструменты, 
За первой скрипкой повторяя: «ля».

❂❂❂❂

Настраивались нехотя и хитро, 
Друг друга зная издавна до йот. 
Поскрипывали старые пюпитры, 
На плечи принимая груды нот.

❂❂❂❂

Стоял рояль на возвышенье в центре, 
Как чёрный раб, покорный злой судьбе. 
Он знал, что будет главным на концерте, 
Он взгляды всех приковывал к себе.

❂❂❂❂

И, смутно отражаясь в чёрном теле, 
Как два соглядатая, изнутри, 
Из чёрной лакированной панели 
Следили за маэстро фонари.

❂❂❂❂

В холодном чреве вены струн набухли — 
В них звук томился, пауза долга… 
И взмыла вверх рояля крышка — будто 
Танцовщица разделась донага.

❂❂❂❂

Рука маэстро над землёй застыла, 
И пианист подавленно притих. 
Клавиатура пальцы ощутила 
И поддалась настойчивости их.

❂❂❂❂

Минор мажору портил настроенье, 
А тот его упрямо повышал. 
Басовый ключ, спасая положенье, 
Гармониями ссору заглушал,

❂❂❂❂

У нот шёл спор о смысле интервала, 
И вот одноголосия жрецы 
Кричали: «В унисоне все начала! 
В октаве все начала и концы!»

❂❂❂❂

И возмущались грубые бемоли, 
Негодовал изломанный диез: 
Зачем, зачем вульгарные триоли 
Врываются в изящный экосез!

❂❂❂❂

Низы стремились выбиться в икары, 
В верха — их вечно манит высота, 
Но мудрые и трезвые бекары 
Всех возвращали на свои места.

❂❂❂❂

Склоняясь к пульту, как к военным картам, 
Войсками дирижёр повелевал, 
Своим резервам — терциям и квартам — 
Смертельные приказы отдавал.

❂❂❂❂

И чёрный лак потрескался от боли, 
Взвились смычки штыками над толпой 
И, не жалея сил и канифоли, 
Осуществили смычку со струной.

❂❂❂❂

Тонули мягко клавиши вселенной, 
Решив, что их ласкают, а не бьют. 
Подумать только: для ленивой левой 
Шопен писал Двенадцатый этюд!

❂❂❂❂

Тончали струны под смычком, дымились, 
Медь плавилась на сомкнутых губах. 
Ударные на мир ожесточились — 
У них в руках звучал жестоко Бах.

❂❂❂❂

Уже над грифом пальцы коченели, 
На чьей-то деке трещина, как нить: 
Так много звука из виолончели 
Отверстия не в силах пропустить.

❂❂❂❂

Как кулаки в сумбурной дикой драке, 
Взлетали вверх манжеты в темноте, 
Какие-то таинственные знаки 
Концы смычков чертили в пустоте.

❂❂❂❂

И, зубы клавиш обнажив в улыбке, 
Рояль смотрел, как он его терзал. 
И слёзы пролились из первой скрипки 
И незаметно затопили зал.

❂❂❂❂

Рояль терпел побои, лез из кожи, 
Звучала в нём, дрожала в нём мольба, 
Но господин, не замечая дрожи, 
Красиво мучил чёрного раба.

❂❂❂❂

Вот разошлись смычковые — картинно 
Виновников маэстро наказал, 
И с пятой вольты слив всех воедино, 
Он продолжал нашествие на зал.

❂❂❂❂