1

❂❂❂❂

Меч создал справедливость.

❂❂❂❂

2

❂❂❂❂

Насильем скованный, 
Отточенный для мщенья, — 
Он вместе с кровью напитался духом 
Святых и праведников, 
Им усекновенных. 
И стала рукоять его ковчегом 
Для их мощей. 
(Эфес поднять до губ — 
Доныне жест военного салюта.) 
И в этом меч сподобился кресту — 
Позорному столбу, который стал 
Священнейшим из символов любви.

❂❂❂❂

3

❂❂❂❂

На справедливой стали проступили 
Слова молитв и заповеди долга: 
«Марии — Деве милосердной — Слава». 
«Не обнажай меня без нужды, 
Не вкладывай в ножны без чести». 
«In te, о Domine, speravi!» 
(На тебя, Господи, уповаю! (лат.)) — 
Восклицают средневековые клинки. 
Меч сосвященствовал во время 
Литургии, 
Меч нарекался в таинстве крещенья. 
Их имена «Отклер» и «Дюрандаль» 
Сверкают, как удар. 
И в описях оружья 
К иным прибавлено рукой писца: 
«Он — фея».

❂❂❂❂

4

❂❂❂❂

Так из грабителя больших дорог 
Меч создал рыцаря 
И оковал железом 
Его лицо и плоть его; а дух 
Провел сквозь пламя посвященья, 
Запечатляя в зрящем сердце меч, 
Пылающий в деснице Серафима: 
Символ земной любви, 
Карающей и мстящей, 
Мир рассекающий на «да» и «нет», 
На зло и на добро. 
«Si! Si! — No! No!» — 
Как утверждает Сидов меч «Тисона».

❂❂❂❂

5

❂❂❂❂

Когда же в мир пришли иные силы 
И вновь преобразили человека, 
Меч не погиб, но расщепился в дух: 
Защитницею чести стала шпага — 
Ланцет для воспаленных самолюбий 
А меч — 
Вершителем судебных приговоров. 
Но, обесчещенный, 
Он для толпы остался 
Оракулом 
И врачевателем болезней; 
И палачи, собравшись, хоронили 
В лесах Германии 
Усталые мечи, 
Которые отсекли 
Девяносто девять.

❂❂❂❂

6

❂❂❂❂

Казнь реформировал 
Хирург и филантроп, 
И меч был вытеснен 
Машинным производством, 
Введенным в область смерти; и с тех пор 
Он стал характером, 
Учением, доктриной: 
Сен-Жюстом, Робеспьером, гильотиной — 
Антиномией Кантова ума.

❂❂❂❂

7

❂❂❂❂

О, правосудие, 
Держащее в руках 
Весы и меч! Не ты ль его кидало 
На чашки мира: «Горе побежденным!» ? 
Не веривший ли в справедливость 
Приходил 
К сознанию, что надо уничтожить 
Для торжества ее 
Сначала всех людей? 
Не справедливость ли была всегда 
Таблицей умноженья, на которой 
Труп множили на труп, 
Убийство на убийство 
И зло на зло? 
Не тот ли, кто принес «Не мир, а меч», 
В нас вдунул огнь, который 
Язвит и жжет, и будет жечь наш дух, 
Доколе каждый 
Таинственного слова не постигнет: 
«Отмщенье Мне и Аз воздам за зло».

❂❂❂❂

1 февраля 1922 
Коктебель

❂❂❂❂