Пала царственная Троя, 
Сокрушен Приамов град, 
И ахеяне, устроя 
Свой на родину возврат, 
На судах своих сидели, 
Вдоль эгейских берегов, 
И пэан* хвалебный пели, 
Громко славя всех богов… 
Раздавайся, глас победный! 
Вы к брегам родной земли 
Окрыляйтесь, корабли, 
В путь возвратный, в путь безбедный! 
И сидели, в длинном строе, 
Грустно-бледная семья — 
Жены, девы падшей Трои, 
Голося и слезы лья, 
В горе общем и великом 
Плача о себе самих, 
И с победным, буйным кликом 
Дико вопль сливался их… 
«Ждет нас горькая неволя 
Там, вдали, в стране чужой. 
Ты прости, наш край родной! 
Как завидна мертвых доля!» 
И предстал перед святыней — 
Приноситель жертв, Калхас, 
Градозиждущей Афине, 
Градорушащей молясь, 
Посейдона силе грозной, 
Опоясавшего мир, 
И тебе, эгидоносный 
Зевс, сгущающий эфир! 
Опрокинут, уничтожен 
Град великий Илион! 
Долгий, долгий спор решен, — 
Суд бессмертных непреложен. 
Грозных полчищ воевода, 
Агамемнон, царь царей, 
Обозрел толпы народа, 
Уцелевшие от прей. 
И великою тоскою 
Дух владыки был объят 
Много их пришло под Трою, 
Мало их пойдет назад. 
Так возвысьте ж глас хвалебный! 
Пой и радуйся стократ, 
У кого златой возврат 
Не похитил рок враждебный! 
Но не всем сужден от бога 
Мирный, радостный возврат: 
У домашнего порога 
Многих Керы сторожат… 
Жив и цел вернулся с бою — 
Гибнет в храмине своей!..— 
Рек, Афиной всеблагою 
Вдохновенный Одиссей… 
Тот лишь дом и тверд и прочен, 
Где семейный свят устав: 
Легковерен женский нрав, 
И изменчив, и порочен. 
И супругой возвращенной 
Снова счастливый Атрид, 
Красотой ее священной 
Страстный взор свой веселит. 
Злое злой конец приемлет! 
За нечестьем казнь следит — 
В небе суд богов не дремлет! 
Право царствует Кронид… 
Злой конец началу злому! 
Право правящий Кронид 
Вероломцу страшно мстит — 
И семье его и дому. 
Хорошо любимцам счастья, — 
Рек Аякса брат меньшой, — 
Олимпийцев самовластье 
Величать своей хвалой!.. 
Неподвластно высшей силе 
Счастье в прихотях своих: 
Друг Патрокл давно в могиле, 
А Терсит еще в живых!.. 
Счастье жеребия сеет 
Своевольною рукой. 
Веселись и песни пой 
Тот, кого светило греет! 
Будь утешен, брат любимый! 
Память вечная тебе!.. 
Ты — оплот несокрушимый 
Чад ахейских в их борьбе!.. 
В день ужасный, в день кровавый 
Ты один за всех стоял! 
Но не сильный, а лукавый 
Мзду великую стяжал… 
Не врага рукой победной — 
От руки ты пал своей… 
Ах, и лучших из людей 
Часто губит гнев зловредный! 
И твоей теперь державной 
Тени, доблестный Пелид, 
Сын твой, Пирр*, воитель славный, 
Возлияние творит… 
«Как тебя, о мой родитель, 
Никого, — он возгласил, — 
Зевс, великий промыслитель, 
На земле не возносил!» 
На земле, где все изменно, 
Выше славы блага нет. 
Нашу персть — земля возьмет, 
Имя славное — нетленно. 
Хоть о падших, побежденных 
И молчит победный клик, 
Но и в родах отдаленных, 
Гектор, будешь ты велик!.. 
Вечной памяти достоин, — 
Сын Тидеев провещал, — 
Кто как честный, храбрый воин, 
Край отцов спасая, пал… 
Честь тому, кто, не робея, 
Жизнь за братий положил! 
Победитель — победил, 
Слава падшего святее! 
Старец Нестор днесь, маститый 
Брашник, кубок взяв, встает 
И сосуд, плющом обвитый, 
Он Гекубе подает: 
«Выпей, мать, струи целебной 
И забудь весь свой урон! 
Силен Вакха сок волшебный, 
Дивно нас врачует он…» 
Мать, вкуси струи целебной 
И забудь судеб закон. 
Дивно нас врачует он, 
Бога Вакха дар волшебный. 
И Ниобы древней сила 
Горем злым удручена, 
Соку дивного вкусила — 
И утешилась она. 
Лишь сверкнет в застольной чаше 
Благодатное вино, 
В Лету* рухнет горе наше 
И пойдет, как ключ, на дно. 
Да, пока играет в чаше 
Всемогущее вино, 
Горе в Лету снесено, 
В Лете тонет горе наше! 
И воздвиглась на прощанье 
Провозвестница жена, 
И исполнилась вещанья 
Вдохновенного она; 
И пожарище родное 
Обозрев в последний раз: 
«Дым, пар дымный, все земное, 
Вечность, боги, лишь у вас! 
Как уходят клубы дыма, 
Так уходят наши дни! 
Боги, вечны вы одни, — 
Все земное идет мимо!»

❂❂❂❂

Пэан (пеан) — торжественная хоровая песня у греков. 
Грустно-бледная семья… — речь идет о пленницах, вывозимых из побежденной Трои. 
Калхас (Калхант) — главный жрец и прорицатель войска ахеян. 
Паллада (Афина, Минерва) — антич. миф. — одно из имен дочери Зевса, богини-покровительницы разума, науки, ремесел, охранительницы городов, но и богини войны. 
Атреев сын (Атрид) — царь Агамемнон — предводитель объединенных ахейских войск, выступивший в защиту чести своего брата Менелая, у которого троянским царевичем Парисом была похищена жена Елена, самая прекрасная из земных женщин, дочь Зевса и Леды. 
Керы — антич. миф. — богини насильственной смерти у греков, разжигали ненависть и споры, подстрекали людей к кровопролитию. 
Гибнет в храмине своей!.. — намек на печальную судьбу Агамемнона, который по возвращении на родину стал жертвой заговора двоюродного брата Эгисфа и собственной жены Клитемнестры. 
Кронид — антич. миф. — сын Кроноса, Зевс. 
…Аякса брат меньшой… — один из лучших ахейских воинов Тевкр сетует на самовластие богов в связи с самоубийством своего брата Теламонида (Аякса Большого), произошедшим по воле Афины. 
Патрокл — друг Ахилла, славился своим благородством и храбростью, погиб в поединке с Гектором, не совсем честном, поскольку в нем незримо участвовал бог Аполлон. 
Терсит — единственный из персонажей «Илиады», характеризуемый автором только отрицательно: обладал вздорным характером, был трусом и болтуном. 
Но не сильный, а лукавый / Мзду великую стяжал… — спор о чудесных доспехах Ахилла после его гибели был решен в пользу Одиссея, а не Аякса, который вынес тело погибшего героя с поля битвы. 
Пелид — сын Пелея, Ахилл, победитель Гектора, ставший в свою очередь жертвой хитрости противника в лице Париса. 
Пирр (Неоптолем) — сын Ахилла, без участия которого не могли быть взяты стены Трои. 
Сын Тидеев — Диомед, один из самых отважных и удачливых ахейских воинов, славит своего противника, защитника Трои Гектора. 
Старец Нестор — старейший и мудрейший из участников похода, правил у себя на родине, в Пилосе, уже третьим поколением подданных, многими советами служил общему благу. 
Гекуба (Гекаба) — жена троянского царя Приама, потерявшая в войне всех своих многочисленных сыновей и мужа. 
Ниоба (Ниобея) — жена фиванского царя Амфиона, мать семи сыновей и семи дочерей. В наказание за дерзкую похвальбу своими детьми перед богиней Латоной (Лето, Лато) была лишена их. Сын и дочь Латоны Аполлон и Артемида поразили их своими золотыми стрелами. Ниобея окаменела от горя. 
Лета — река забвения в царстве мертвых, из которой пили души усопших, когда Харон перевозил их в царство Аида. 
Провозвестница жена — Кассандра, дочь Приама и Гекубы, наделенная даром предвидения и редкой красотой. Отвергнув влюбленного в нее Аполлона, была наказана им, люди перестали верить ее предсказаниям. После падения Трои была вынуждена стать наложницей Агамемнона, родила ему двоих сыновей и погибла во время заговора (Т. Ф.).

❂❂❂❂