(С. П. Ш)

❂❂❂❂

Где был наш северный певец? 
Он был в Италии прекрасной; 
Зрел Альпов ледяной венец 
И свод небес, как яхонт, ясный; 
Средь померанцевых садов 
Блуждал, исполнен сладкой неги; 
Пил нектар пурпурных гроздов 
И — вспоминал родные снеги!

❂❂❂❂

Что делал северный певец? 
Искал он в Риме Рим великий… 
И встал пред ним гробов жилец 
В лице отживших царств владыки, 
Исчез язык, упала длань, 
В ярме державшая полмира, 
Но мир искусству платит дань 
У ног разбитого кумира.

❂❂❂❂

Что слышал северный певец? 
Не древний клич воинской славы; 
Ему на взморий гребец 
Пел Тасса звонкие октавы. 
В луне, по изумрудам струй, 
В гондоле быстро он катился — 
И в нем, как свежий поцелуй, 
Октавы русской звук родился.

❂❂❂❂

Что видел северный певец? 
Он зрел антики Вилла-Новы, 
Ваянья дивные, резец 
И мрамор дышащий Кановы; 
Под смелым куполом Петра 
Не раз он духом окрилялся 
И в Ватикане до утра 
Пред Рафаэлем забывался.

❂❂❂❂

Где ж ныне северный певец? 
Теперь он снова между нами, 
И на главе его венец 
Украшен южными цветами. 
Он наш, он смело превозмог 
Красавиц Тибра взгляд огнистый 
И для друзей, для муз сберег 
Души и сердца пламень чистый.[1]

❂❂❂❂

[1]»Молва», 1833, 26 сентября, с. 453, с опечаткой в посвящении: «С. П. Т.» и в ст. 28 («движущий»). Автограф — Альб. III. Повод написания — возвращение С. П. Шевырева на родину из Италии, где он жил в 1829-1832 гг. Октавы русской звук родился — намек на экспериментальный перевод седьмой песни «Освобожденного Иерусалима» Т. Тассо, предпринятый Шевыревым и напечатанный им в 1831 г. Канова А. (1757-1822) — итальянский скульптор. Купол Петра. Собор св. Петра в Риме — выдающийся памятник архитектуры XV-XVII вв. Купол его в основном был создан по проекту Микеланджело, возглавлявшего в 1547-1564 гг. строительство собора. И в Ватикане до утра пред Рафаэлем забывался. Имеются в виду рафаэлевские росписи лоджий в Ватиканском дворце.