Во поле березынька стояла,  
Во поле кудрявая стонала:  
«Некому кудрявой защитити,  
Не к кому прибегнуть мне к защите;  
Вновь на каждом листике березы  
Выступают, словно жемчуг, слезы  
От беды — невзгоды неминучей,  
И опять зовут меня «плакучей».  
Тошно мне! Настали дни иные.  
Публицисты — люди озорные,  
Соблазнившись строгостью острогов,  
Уськают российских педагогов  
И, назад указывая путь им,  
Голосят: «Вернитесь снова к прутьям,  
Прибегайте — и почаще — к розгам:  
Только розги могут детским мозгом  
Управлять, как руль, в житейском море, —  
А не то с детьми вам будет горе.  
Им нужна „березовая каша“;  
Эта каша — мать родная наша…  
Вырубайте же березки по проселкам  
И детей порите с чувством, с толком,  
С расстановкою, приличной делу:  
Всё, что больно молодому телу,  
То смиряет детский ум строптивый,  
Так что мальчик резвый и ленивый,  
Только из боязни жгучей боли,  
Даст зарок не баловаться боле».  

❂❂❂❂

Так береза во поле стонала  
И, роняя слезы, причитала;  
Смысл речей был жалобен и горек,  
А Суворин, в руку взяв топорик,  
Подрубал «плакучие» березки  
И, отправив в собственной повозке  
В город их, в своей конторе даже  
Выставил для розничной продажи.  

❂❂❂❂

1883  

❂❂❂❂

Тематики стихотворения Песни о розгах. (Во поле березынька стояла):