На что кулашный бойѣ 
За что у сих людей война между собойѣ 
За это ремесло к чему бойцы берутсяѣ 
За что они дерутсяѣ 
За чтоѣ 
Великой тайны сей не ведает никто, 
Ни сами рыцари, которые воюют, 
Друг друга кои под бока 
И в нос и в рыло суют, 
Куда ни попадет рука, 
Посредством кулака 
Расквашивают губы 
И выбивают зубы. 
Каких вы, зрители, здесь ищете утех, 
Где только варварство — позорища успехѣ[1]

❂❂❂❂

1760-е годы

❂❂❂❂

[1]Кулашный бой. Впервые — ПСВС, ч. 7, стр. 243. К. В. Чистов, правильно считая, что данная притча «основана на материале народных обычаев» (стр. 153), не дает тем не менее никакого ключа к пониманию причин ее появления. Между тем несомненно, что эта притча обращена против гр. А. Г. Орлова, обладавшего огромной физической силой и любившего участвовать в кулачных боях, устраивавшихся у Красного кабачка по Петергофской дороге. Участие одного из первых в государстве вельмож в подобных грубых развлечениях вызывало негодование Сумарокова. Поскольку Орлов в 1760-х годах (точнее — после переворота 28 июня 1762 г. и до отъезда в 1768 г. в Италию на театр военных действий с Турцией) находился в центре внимания русского общества, следует датировать притчу приблизительно 1760-ми годами. По существу «Кулашный бой» не является притчей: в нем нет сюжетной части; это своего рода публицистика в стихах. 
Где только варварство — позорища успех — где только варварство является причиной успеха подобных зрелищ.