Потемкин! Не гнусна хороша рифма взгляду 
И слуху не гадка, 
Хотя слагателю приносит и досаду, 
Коль муза не гладка, 
И геликонскому противна вертограду, 
Когда свиньей визжит. 
И трудно рифмовать писцу, в науке младу, 
Коль рифма прочь бежит. 
Увидеть можно рифм великую громаду, 
Но должно ль их тянутьѣ 
А глупые писцы их ищут, будто кладу, 
В кривой тащат их путь. 
Что к ним ни прибредет, поставят рифмой сряду, 
Так рифма негодна! 
А я на рифму ввек некстати не насяду, 
Хоть рифма не бедна. 
К заросшему она вралей приводит саду, 
Где только лес густой, 
И ко ощипанну под осень винограду, 
Где хворост лишь пустой. 
Набрався таковы в избах пииты чаду, 
Вертятся кубарем 
И ставят хижину свою подобно граду, 
Вздуваясь пузырем. 
Я ввек ни разума, ни мысли не украду, 
Имея чистый ум. 
Не брошу рифмою во стихотворство яду 
И не испорчу дум. 
Не дам, не положу я рифмой порчи складу, 
Стихов не поврежу; 
Оставлю портить я стихи от рифмы гаду, 
Кто гады — не скажу. 
Им служит только то за враки во награду, 
Что много дураков, 
Которые ни в чем не знали сроду ладу, 
И вкус у них таков. 
Несмысленны чтецы дают писцам отраду, 
Толпами хвалят их, 
Хотя стихи пищат и спереду и сзаду, 
И Аполлон им лих. 
Однако скверному такому муз он чаду 
Обиды не творит. 
Так он не свержется, хотя и врет, ко аду, 
И в аде не сгорит.[1]

❂❂❂❂

[1]Двадцать две рифмы. Впервые — отдельным изданием под заглавием «Двадцать две рифмы и песня, подраженная Горацию» (СПб., без обозначения года). Резолюция Академической комиссии о напечатании — 3 октября 1774 г. В 1774 г. Г. А. Потемкин стал новым и наиболее влиятельным фаворитом Екатерины. Занятый важными внешними (война с Турцией, отношения с европейскими государствами) и внутренними (борьба с Пугачевым) делами, Потемкин находил время и для проявления интереса к литературе. К августу — сентябрю 1774 г. относятся его беседы с Сумароковым о русской литературе (см. «Оду Григорью Александровичу Потемкину», стр. 79). Потемкин предложил Сумарокову написать трагедию без рифм (см. «Уведомление» Сумарокова в комментариях к эпиграмме «Окончится ль когда парнасское роптанье…» и письмо Сумарокова к Потемкину от 10 июля 1775 г. — «Литературная газета», 1830, 16 мая, No 28, стр. 223-224). К этому же времени относится стихотворение «Двадцать две рифмы», написанное Сумароковым в доказательство того, что рифма имеет положительное эстетическое значение. Сам Сумароков писал некоторые произведения белыми стихами («Ода Григорью Александровичу Потемкину», «Ода государыне императрице Екатерине Второй на торжество мира с Портою Оттоманскою 1775 года», некоторые переводы и псалмы).