Довольно наш язык в себе имеет слов, 
Но нет довольного числа на нем писцов. 
Один, последуя несвойственному складу, 
Влечет в Германию Российскую Палладу 
И, мня, что тем он ей приятства придает, 
Природну красоту с лица ея берет. 
Другой, не выучась так грамоте, как должно, 
По-русски, думает, всего сказать не можно, 
И, взяв пригоршни слов чужих, сплетает речь 
Языком собственным, достойну только сжечь. 
Иль слово в слово он в слог русский переводит, 
Которо на себя в обнове не походит. 
Тот прозой скаредной стремится к небесам 
И хитрости своей не понимает сам. 
Тот прозой и стихом ползет, и письма оны, 
Ругаючи себя, дает писцам в законы.

❂❂❂❂

Кто пишет, должен мысль прочистить наперед 
И прежде самому себе подать в том свет; 
Но многие писцы о ном не рассуждают, 
Довольны только тем, что речи составляют. 
Несмысленны чтецы, хотя их не поймут, 
Дивятся им и мнят, что будто тайна тут, 
И, разум свой покрыв, читая темнотою, 
Невнятный склад писца приемлют красотою. 
Нет тайны никакой безумственно писать, 
Искусство — чтоб свой слог исправно предлагать, 
Чтоб мнение творца воображалось ясно 
И речи бы текли свободно и согласно. 
Письмо, что грамоткой простой народ зовет, 
С отсутствующими обычну речь ведет, 
Быть должно без затей и кратко сочиненно, 
Как просто говорим, так просто изъясненно. 
Но кто не научен исправно говорить, 
Тому не без труда и грамотку сложить. 
Слова, которые пред обществом бывают, 
Хоть их пером, хотя языком предлагают, 
Гораздо должны быть пышняе сложены, 
И риторски б красы в них были включены, 
Которые в простых словах хоть необычны, 
Но к важности речей потребны и приличны 
Для изъяснения рассудка и страстей, 
Чтоб тем входить в сердца и привлекать людей. 
Нам в оном счастлива природа путь являет, 
И двери чтение к искусству отверзает.

❂❂❂❂

Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат, 
Но скупо вносим мы в него хороший склад. 
Так чтоб незнанием его нам не бесславить, 
Нам должно весь свой склад хоть несколько поправить. 
Не нужно, чтобы всем над рифмами потеть, 
А правильно писать потребно всем уметь. 
Но льзя ли требовать от нас исправна слогаѣ 
Затворена к нему в учении дорога. 
Лишь только ты склады немного поучи, 
Изволь писать «Бову», «Петра Златы ключи». 
Подьячий говорит: «Писание тут нежно, 
Ты будешь человек, учися лишь прилежно!» 
И я то думаю, что будешь человек, 
Однако грамоте не станешь знать вовек. 
Хоть лучшим почерком, с подьяческа совета, 
Четыре литеры сплетай ты в слово «лета» 
И вычурно писать научишься «конец», 
Поверь, что никогда не будешь ты писец. 
Перенимай у тех, хоть много их, хоть мало, 
Которых тщание искусству ревновало 
И показало им, коль мысль сия дика, 
Что не имеем мы богатства языка. 
Сердись, что мало книг у нас, и делай пени: 
«Когда книг русских нет, за кем идти в степениѣ» 
Однако больше ты сердися на себя 
Иль на отца, что он не выучил тебя. 
А если б юность ты не прожил своевольно, 
Ты б мог в писании искусен быть довольно. 
Трудолюбивая пчела себе берет 
Отвсюду то, что ей потребно в сладкий мед, 
И, посещающа благоуханну розу, 
Берет в свои соты частицы и с навозу. 
Имеем сверх того духовных много книг; 
Кто винен в том, что ты псалтыри не постиг, 
И, бегучи по ней, как в быстром море судно, 
С конца в конец раз сто промчался безрассудно. 
Коль «аще», «точию» обычай истребил, 
Кто нудит, чтоб ты их опять в язык вводилѣ 
А что из старины поныне неотменно, 
То может быть тобой повсюду положенно. 
Не мни, что наш язык не тот, что в книгах чтем, 
Которы мы с тобой нерусскими зовем. 
Он тот же, а когда б он был иной, как мыслишь 
Лишь только оттого, что ты его не смыслишь, 
Так что ж осталось бы при русском языкеѣ 
От правды мысль твоя гораздо вдалеке. 
Не знай наук, когда не любишь их, хоть вечно, 
А мысли выражать знать надобно, конечно.

❂❂❂❂

1747. Эпистола о русском языке. 4 Соч., т. I, стр. 329 — 333.

❂❂❂❂